Образование Советы Человек

Как научиться читать быстро — простые советы на каждый день

1200-630 kопировать

Бытует мнение, что навык быстрого чтения, или скорочтения, не позволяет в полной мере насладиться любимой книгой. За счет ускоренного прочтения мы можем не увидеть важных моментов, не усвоить часть информации из текста, не почувствовать ту идею, что старался передать автор. Это заблуждение: навык быстрого чтения позволяет затратить меньшее время на чтение текста, но никак не влияет на понимание информации и наслаждение ей. Ниже мы подробно расскажем, как научиться читать быстро, не теряя смысла текста.

Существует несколько способов научиться быстро читать. Это:

  • избавление от привычек, замедляющих скорость чтения;
  • кардинальное изменение способа чтения;
  • повышение скорости чтения.

Выбор нужного метода зависит от того, как вы привыкли читать печатные материалы, а также материалы какого характера вы обычно прорабатываете. Остановимся на каждом способе подробнее.

1. Метод отказа от привычек, замедляющих чтениеБез имени-1 kопировать

Первая привычка, замедляющая чтение, – привычка проговаривать читаемый текст в голове или с помощью шевеления губ. Безусловно, этот метод позволяет детям быстро обучаться навыкам чтения и более качественному запоминанию материала в случае подготовки к экзамену, например. Однако в таком случае ваша скорость чтения ограничивается скоростью произношения слов, которая, в отличие от скорости мыслей, совсем невысока.

Отучить себя от этой пагубной привычки можно при помощи занятия вашего рта чем-нибудь на время чтения: жвачкой или конфетой, например. Если же вы проговариваете текст мысленно, вам будет сложнее. В таком случае поможет только концентрация внимания, практика и, возможно, самовнушение.

Вторая плохая привычка – чтение каждого слова. Человеческий мозг может обрабатывать не каждое слово в отдельности, а словосочетание и в некоторых случаях даже фразу целиком, заполняя недостающие пробелы. Таким образом, вы будете читать фразу «кот на диване» не как «кот» «на» «диване», а как единый информационный блок. Ваши глаза выхватят из текста слова «кот» и «диван», а мозг самостоятельно поставит подходящий по смыслу предлог. В итоге вы сможете читать не каждое слово в тексте, но при этом полностью понимать его смысл.Без имени-2 kопировать

Третья плохая привычка – движения глазами вслед читаемой строке. Обычно эта привычка вырабатывается на стадии обучения чтению, когда детям важно выработать навыки работы с текстом. Тем не менее ваши глаза могут видеть не только то, что находится в фокусной точке, но и определенную информацию вокруг нее – как минимум еще 4-5 слов вокруг читаемого.Без имени-3 kопировать

Для получения этого навыка при чтении нужно попробовать смягчить взгляд, перевести фокус выше бумаги в пространстве. Так вы задействуете периферийное зрение, которое поможет одним взглядом охватывать большее количество слов на странице. Затем пробуйте читать по четыре слова, не сдвигая взгляда. Этот способ позволит существенно экономить время.

Как быстро научиться читать, когда вы привыкли перечитывать текст? Никак. Это четвертая привычка, совершенно несовместимая с быстрым чтением. Ее еще называют регрессией, или повторным прочтением участков текста. Иногда регрессия бывает неумышленной – просто потому, что мы к ней привыкли. Логично, что прочтение одного и того же участка текста только отнимает драгоценное время.Без имени-4 kопировать

Регрессия при чтении возникает из-за трех основных причин:

  • Потеря текущего места чтения. Логично, что в таком случае проще всего начать с начала текста или абзаца. Чтобы не терять на это время, используйте указатель – палец, ручку или закладку, чтобы следить за местом чтения.
  • Непонимание смысла текста. Для этого нужно концентрироваться: чтение является активным действием, а не пассивным. Если вы поймете смысл текста с первого прочтения, в перечитывании отпадет необходимость.
  • Важность информации. Если текст не имеет необходимой вам смысловой нагрузки или вы поняли основную идею абзаца или фразы, нет смысла перечитывать эту часть.

Пятая плохая привычка – читать в неподходящих для этого местах. Если вы хотите не просто быстро прочесть текст, но и усвоить его содержание, нужно минимизировать все, что может вас отвлечь:Без имени-5 kопировать

  • В помещении, где вы читаете, не должно быть посторонних шумов – телевизора, радио или шумных разговоров. Это приведет к тому, что вам придется использовать вышеперечисленные факторы, которые вредят скорости чтения, – перечитывание фрагментов текста или произношение слов «про себя».
  • Необходимо исключить внутренние переживания – что приготовить на обед, какие туфли обуть и прочие мелочи. Это нелегко и потребует концентрации внимания, однако эффект вас удивит: вы станете читать намного быстрее.

Искоренение всех вышеперечисленных плохих привычек уже является ответом на вопрос «как быстро читать книги». Для этого не нужно соблюдать специальные техники, учиться определенным навыкам: обычная дисциплина существенно сэкономит ваше время на чтение печатных материалов. Однако, если вам этого мало, можно рассмотреть другие методы ускорения чтения.Без имени-6 kопировать

Ниже, в описании методов смены способа чтения, вы сможете узнать:

  • о том, что приводит к бессмысленному расходованию вашего времени;
  • о способах его экономии;
  • о непосредственной наработке навыков скорочтения, позволяющей за короткий срок усваивать большие объемы информации без смысловых потерь.

Это позволит вам читать книги, статьи, журналы и газеты еще быстрее.

2. Методы смены способа чтения

Первый метод, который является наиболее эффективным для сложных текстов, что вы видите в первый раз, – метод предварительного изучения материала. Он же расскажет о том, как быстро научиться читать, – всегда проще вычитывать уже знакомый текст, терминология которого не вызывает проблем.Без имени-7 kопировать

Для этого просматриваются аннотация, содержание, заголовки, первый и последний абзацы, выделенные по тексту слова. Также помогает изучение первых предложений каждого абзаца, если текст небольшой. Таким образом, вы получите представление об основной мысли текста, о чем идет речь. Благодаря такому подходу вы сможете определить самые важные части текста, которым необходимо уделить внимание, а также фрагменты, не несущие большой смысловой нагрузки, – их можно пропустить в целях экономии времени.

Второй метод – метод поиска самых важных слов. Его очень удобно применять для небольших простых текстов, таких как колонки в газете, журнале, статьи в интернете. Суть метода состоит в сканировании текста на предмет поиска ключевых слов – это позволяет не вчитываться во весь объем, а вычленять ключевики по тексту, на основе которых и понимать основной смысл текстового фрагмента. Например, при чтении предложения «дикий кот осторожно охотился за ничего не подозревающей мышью-полевкой» можно выделить три слова: «кот», «охотился», «мышь», которые и несут основную смысловую нагрузку фразы.Без имени-8 kопировать

Третий метод – метод «начала и конца». Как правило, основная идея текста, особенно газетных или научных статей, всегда указывается во введении и дублируется в выводах. Если ваша цель – только найти новую информацию, этот метод позволит существенно сэкономить время, не вчитываясь в остальной текст. Если же неизвестной информации больше, то можно читать только первое и последнее предложение абзаца – их информативность наиболее высока.Без имени-9 kопировать

Четвертый метод – метод пропуска уже знакомой вам информации. Если фрагмент текста не несет в себе практической пользы для вас или эта информация вам уже известна – смело пропускайте его! В противном случае при чтении такого фрагмента вы просто потеряете время и не узнаете ничего нового. Этот способ особенно удобен при чтении исторических справочников, мемуаров, написании рефератов на определенную тему – он позволяет получить из текста только то, что нужно, и не потерять интерес к действительно важным фрагментам.Без имени-10 kопировать

Для использования этого метода необходимо овладеть вышеописанными навыками: умением выделять ключевые слова, методом «начала и конца». Это нужно для того, чтобы определить важность фрагмента текста. Если же весь текст не представляет для вас интереса, стоит без сожаления бросить такую книгу. С каждым годом книжные фонды планеты пополняются сотнями и тысячами наименований, среди которых практически в любом случае можно найти более понятные и интересные материалы для изучения.

Пятый метод – метод сохранения наиболее важной информации. При быстром чтении очень часто возникает проблема усвоения и понимания информации. Это решается большей концентрацией и вовлеченностью в процесс, но и иногда и этого мало. Тогда могут помочь следующие приемы:Без имени-11 kопировать

  • Построение логических связей новой полученной информации с уже известной вам – личным опытом, эмоциями или теорией, полученной в институте. Также этот метод замечательно показал себя при запоминании иностранных слов.
  • Выделение важной информации и написание обзоров. Хорошими помощниками будут канцелярские принадлежности: маркеры, стикеры, закладки. Тогда по окончании книги вы сможете вернуться к наиболее важным разделам, правильно оформить цитаты в письменных работах. Дойдя до конца материала, можно написать краткий обзор длиной 200–300 слов.

3. Метод повышения скорости чтения

Когда все вышеперечисленные способы уже усвоены, пора переходить на новый уровень – повышать саму скорость чтения текста. Ниже мы расскажем о том, как научиться читать быстро: это не так сложно, как кажется, достаточно лишь методично соблюдать все рекомендации.

Во-первых, залог успеха – постоянная практика, так как навыки быстрого чтения сами собой не появятся. Необязательно тратить на это часы – достаточно четверти часа времени, но ежедневных занятий. В отслеживании прогресса вам поможет таймер: установите его на одну минуту, после чего посчитайте количество прочтенных слов. Чем чаще и усерднее будут ваши тренировки, тем быстрее будет прогресс.Без имени-12 kопировать

Во-вторых, для более эффективных тренировок стоит начинать с простых текстов. Немаловажно, чтобы материал вам нравился: так вы совместите приятное с полезным, поддерживая интерес к чтению совместно с наработкой навыков. Хорошим выбором будет художественная литература в противовес учебнику по физике.Без имени-13 kопировать

После наработки базовых навыков чтения текста вас перестанут пугать более сложные и длинные материалы. Так вместе со скорочтением вы параллельно научитесь выделять самое важное в тексте и определите наиболее эффективно работающие техники повышения скорости чтения.

В-третьих, отличной идеей будет отслеживание темпа чтения. Для этого отлично подходит палец, ручка или закладка. Также это позволит не потерять место чтения и не перечитывать фрагменты текста из-за потерянной мысли. Интересный лайфхак: можно представить свои глаза магнитом, который следует строго за указателем на странице, чтобы не отвлекаться.Без имени-14 kопировать

В-четвертых, нужно изменить свое отношение к чтению. Мало просто нарабатывать технику – нужно любить читать книги. Наработка скорочтения «из-под палки» затянется надолго и не принесет удовольствия. Для этого можно рассматривать чтение как возможность научиться чему-нибудь новому, возможность получения удовольствия. Тематика читаемой книги не важна: важно ваше отношение к информации, размещенной в ней.Без имени-15 kопировать

В-пятых, нужно знать меру: даже при хорошем владении навыками скорочтения нужно понимать, что текст всегда может содержать «трудные моменты». На таких фрагментах теста не стыдно заострить внимание и уменьшить скорость чтения, поскольку главной задачей все же остается усвоение написанной информации. Нет смысла читать текстовый фрагмент, если в итоге вы не сможете сказать, о чем шла речь. Именно поэтому самый важный навык – не скорость, а умение определять, когда нужно читать медленно.

Учитывая все вышеизложенное, накладывая теорию на практику и раз за разом стараясь все делать правильно, вы обязательно сможете увеличить вашу скорость чтения. Однако стоит добавить, что вышеописанные методы не подходят для обучения ускоренному чтению детей.

Это объясняется тем, что перед обучением быстрому чтению сначала нужно научиться читать медленно, вдумчиво, понимать смысл написанного. Это фундаментальные навыки чтения: распознавание букв, интонаций по тексту, определение основной идеи, которую заложил в текст автор. Получение фундаментального навыка чтения у детей ускорять не нужно, для них важно не превратить процесс чтения в пытку. Не стоит также забывать о том, что словарный запас детей гораздо ниже, чем у взрослых. Обучение навыкам скорочтения стоит проводить тогда, когда вы уверены, что ваше чадо любит книги и готово развиваться дальше.

В итоге хотелось бы заострить внимание не только на том, как быстро читать книги, но и на том, когда это уместно. Есть литература, читать которую быстро – кощунство. Это произведения классиков, фантастика, поэтические зарисовки и пьесы. Каждый из этих текстов является произведением искусства, подавляющее большинство их несет в себе скрытые смыслы «между строк», которые невозможно уловить при быстром прочтении.

Именно поэтому, даже научившись читать быстро, самое важное – определять, когда это нужно, а когда не нужно.


1