Образование Советы Человек

Сочинение, как написать правильно и грамотно

1200-630 kопировать

Знание о том, как пишется сочинение, пригодится каждому учащемуся. Процесс этот творческий, но, как и любой другой, имеет свои особенности, закономерности и структуру. Наши рекомендации помогут приподнять завесу таинственности и чётко обозначат необходимые шаги, которые следует предпринять, чтобы получить великолепный результат. Мы научим вас, как правильно написать сочинение: определять основные идеи произведения, оформлять черновой вариант и шлифовать его до блестящего эссе. Итак, переходим к основной информации и помните: следуйте прописанному порядку, и всё получится.

Систематизируем мысли перед тем, как писать черновик

Браться за черновой вариант сразу не стоит. Полезно собрать мысли воедино, составить мнение и чётко понять, что требуется в результате.

1. Детально ознакомиться с заданиемБез имени-1 kопировать

Как хорошо написать сочинение, если задание не понятно? Спросите учителя про всё, что кажется малопонятным. Проверьте себя, ясны ли вам следующие вещи:

  • Что является целью сочинения?
  • Какая у сочинения тема?
  • На какой объём работы рассчитывает учитель?
  • Какого тона вы должны придерживаться?
  • Нужны ли для выполнения задания исследования?

Не упускайте тему и стиль, которого нужно придерживаться. Держите задание на виду во время работы над сочинением, обращайтесь к листку для уточнения, чтобы не отойти от темы.

2. Конспектируйте мысли и идеи, пришедшие вам во время прочтения произведения и в процессе работы над сочинениемБез имени-2 kопировать

Все ваши попытки найти наиболее удачный способ раскрыть тему должны быть отображены на бумаге, как и любая другая идея, озарившая вашу голову. Всё равно никто не увидит этих набросков, поэтому можете отбросить стеснение и дать волю творчеству и анализу. Десять минут непрерывного анализа и самовыражения по теме принесут свои плоды. Вот увидите, когда перечитаете.

3. Воспользуйтесь опорными схемамиБез имени-3 kопировать

Воспользуйтесь одним из действенных педагогических методов развития критического мышления – кластером. Это форма организации информации по некоторой обширной теме, при которой смысловые единицы помещают в круги и объединяют линиями смысловых связей.

Возьмите листок или воспользуйтесь доской, чтобы нарисовать схему. Свободно используйте пространство, чтобы не мельчить и не запутаться потом. В самом центре пишите тему. Возьмём, для примера, тему «добро и зло в романе Мастер и Маргарита» — пишем, обводим.

Вокруг начинаем обозначать мысли, которые вас заинтересовали, всё строго по теме. Это может быть «договор Маргариты», «донос Алоизия Могарыча», «преображение Коровьёва» или что-то иное. Пишите, что захотите, что зацепило и сколько хотите.

Каждую такую мысль окружите вопросами и замечаниями. Ищите связи между мыслями. Там, где вы увидите такую связь, проведите линию, соединяя круги. Не обращайте внимания на хронологию романа и сюжетный порядок. Двигаясь по связям, вам будет проще сформировать основные идеи.

4. Когда идеи и аргументация будут готовы, их нужно записатьБез имени-4 kопировать

Не растеряться и организовать наработанное поможет план. Пишите полными предложениями, не схематически. Так вы сможете наметить связь между компонентами, соединив их в стройное повествование.

5. Выдвигайте тезисБез имени-5 kопировать

Важнейшей частью сочинения является главная мысль, вокруг которой развиваются ваши рассуждения. Именно для подтверждения или опровержения тезиса и нужны аргументы. Но чтобы что-то опровергать или доказывать, точка зрения должна быть действительно спорной.

Утверждение о том, что «Мастер и Маргарита — неоконченный мистический роман известного русского писателя и драматурга М. А. Булгакова» тезисом не является. Это неоспоримый факт, очевидность рассуждать на тему, которая просто невозможна. А вот сказать, что «Воланд – не отрицательный персонаж произведения», уже похоже на тезис.

Утверждение должно иметь конкретную форму. Отписаться по типу «все герои романа находятся на границе добра и зла» — неудачное решение, поскольку носит общий характер и ни на кого конкретно не указывает. В то же время утверждение вроде «Булгаков использует образ Воланда в качестве катализатора, наделяя его вопреки традиции правом поступать благородно» так и подталкивает к раскрытию идеи.

Определить, хорош ли тезис, поможет сам процесс. Если основная мысль питает вас и подталкивает к развитию рассуждение, всё хорошо. Если ограничивает, сужает рамки и заводит в тупик – тезис надо менять. К примеру, идея о нетрадиционной роли Воланда охватывает все главы романа, противопоставляет его поступкам – свершения людей заставляют размышлять над истинным значением действий и их последствий.

Начинаем писать черновик

Есть простое правило «пятёрок», которому обучают некоторые учителя. Оно заключается в следовании пяти абзацам. Никто не заставляет вас придерживаться именно такого количества, но для многих правило полезно. В любом случае включите в сочинение, как минимум, 3 точки зрения, доказывающие аргумент.

1. Примерная структура текстаБез имени-6 kопировать

Многие учителя приветствуют, когда эссе содержит следующие абзацы:

  • Введение с описанием темы, суммированием поднимаемых проблем и органичным вплетением аргументации.
  • Первый главный параграф, где чётко обозначается и доказывается первый аргумент.
  • Второй главный параграф, где проделывается всё то же самое, но со вторым аргументом.
  • Третий аналогичный параграф, где вы работаете по той же схеме с третьим аргументом.
  • Завершающий параграф, где аргументы обобщаются, и вы делаете заключение.

2. Каждая идея подкрепляется доказательствами. Их всего два вида — аргументы и факты.Без имени-7 kопировать

Доказательства поддерживают тезис, как колонны подпирают свод массивного потолка.

Под фактами понимают цитаты, выдержки из произведения. Так, цитирование слов Бегемота или Воланда, их портретное описание словами автора является фактами. И если вы хотите порассуждать о характере или намерениях героя, почему они поступают так, а не иначе, что они чувствуют и чем руководствуются, вам обязательно нужно цитировать содержание романа.

Ваши собственные рассуждения и пояснения – аргументы, второй тип доказательств основной идеи. Главное, чтобы в ваших словах без труда прослеживалась логика, имелась связь с фактами.

3. Толстые и тонкие вопросыБез имени-8 kопировать

Подавляющее большинство учащихся, принимающихся за написание сочинения, сталкиваются с элементарной проблемой – им нечего сказать по теме. А всё потому, что они не умеют задаваться вопросами к самим себе, как бы ведя диалог. Научите себя формулировать простые и сложные вопросы. Первые не требуют развёрнутых ответов. Например, «Что такое зло»? И сложные, вроде «можно ли считать, что Воланд — злой персонаж»? Эта практика поможет не только собрать необходимый для черновика материал, но и выручит в случае со слабой аргументацией или недостаточным объёмом эссе.

Поставьте себя на место читателя, потом автора. Спросите, почему Фагот так изменчив? Почему Иван Бездомный возвращается к своей настоящей фамилии? Почему люди не боятся быть самим собой в сумасшедшем доме? Зачем Воланду свита? Кто вообще такие Фагот, Бегемот и Азазелло? Почему их зовут именно так? Обратитесь к истории имён, к мифам, проследите тонкие нити, которые наметил гений писателя. Всё это скажет вам многое и заинтересует на дальнейшие рассуждения. Пусть вопросы «Почему? Зачем? Для чего?» станут вашими спутниками в каждом сочинении.

4. Чтение и работа ума неизбежно обогащает словарный запас.Без имени-9 kопировать

Вы можете заметить, что в вашем лексиконе и на бумаге, соответственно, появились сложные обороты. Не в том смысле, что они затрудняют чтение, а попросту несвойственные устной речи. Ничего страшного. Если вы понимаете, о чём пишете и что значат эти слова, не нужно заменять их синонимами попроще. Вы никого не обманываете, усиливая эмоциональное воздействие собственной аргументации, углубляя смысловую нагрузку текста. Так что и стесняться тут нечего, наоборот, развивайте навык.

Самопроверка

1. Взгляд со стороныБез имени-10 kопировать

Поделитесь написанным с учителем. Он может принять ваш черновик к ознакомлению и дать дельные советы.

Никогда не лишнее взять передышку после длительной работы над одним и тем же заданием. Продолжительная концентрация приводит к тому, что «глаз замыливается», то есть перестаёт замечать очевидное. Освежить собственное восприятие информации поможет отдых. Как правило, после паузы и повторного прочтения своей работы авторы сочинений вносят коррективы.

2. Исправление пунктуации и орфографии – недостаточная проверка для текста.Без имени-11 kопировать

Посмотрите, как размещены абзацы, не стоит ли их поменять местами. Удалите лишние предложения, «воду», без которых смысл не потеряется. Уберите то, что никак не поддерживает тезис, т.е. не относится к аргументации.

3. КонкретизируйтеБез имени-12 kопировать

Мы уже говорили, что идеи должны носить чёткий конкретный характер. Старайтесь во всём следовать от общего к частному. Лучше добавить цитат и аргументов, чем пространных и отвлечённых описаний общих явлений.

Представьте, что каждая точка зрения – гора, а их общность – горный хребет. Ваш текст должен нести читателя над цепью гор, показывая панораму. В то же время вы обязаны делать остановки, акценты. Снижаться для более детального рассмотрения склонов и пасущейся там живности. Особенно интересна та, что скрыта за зеленью и камнями. А после вы можете снова набирать высоту. Тогда учитель рассмотрит всю прелесть вашего тезиса (горного хребта) в общем и в частностях.

4. ОзвучиваемБез имени-13 kопировать

Теперь прочтите ваш черновой вариант вслух. Не спешите, делайте это с выражением. Способ изменения восприятия информации хорошо помогает понять, удачен ли текст. Хорошо звучит? Если какие-то места вызывают сомнения, обведите их, чтобы в последующем переформулировать, развернуть. Закончив чтение, исправьте все помеченные места и снова прочтите.

5. Запятые напоследокБез имени-14 kопировать

Запомните, синтаксис и орфография – самые последние этапы шлифовки сочинения. Нужно оформить добротный рассказ о романе. Сначала вы добываете алмаз с прочным тезисом, прозрачными идеями, сильными аргументами. А уж потом придаёте ему нужную огранку.


1