Тайны создателей фильма «Белое солнце пустыни»
Вы будете в шоке, когда узнаете правду об этом легендарном фильме!
Каждый из нас смотрел этот фильм неоднократно, но уверен, что вы так и не догадался, о чем же он в действительности. Какова истинная роль Сухова и Абдуллы?
Всегда был в таком восторге от этого фильма! Никогда не встречал человека, которому бы он не понравился. Знали его практически на память, но пересматривали с удовольствием снова и снова. Цитировали фразы из него к случаю и для настроения.
А женщины особенно полюбили фразу о назначении любимой женой. Все ее знаем!
Как всех завораживал статный Сухов, который идет домой через пустыню. Он скучает по Родине, по семье, по домашнему привычному мирному быту. В каждом сне видит свою возлюбленную Катерину на фоне цветущих яблонь. А как он к ней обращается!
Он настолько ответственен и уважаем, что даже после демобилизации ему доверяют сопроводить гарем Абдуллы.
Действие происходит на Востоке, вдоль Каспия, в 20-х годах прошлого века. Это времена становления власти советов на территории Средней Азии.
Сам фильм снимали 70-ом году, а сценарий написал Рустам Ибрагимбеков совместно с Марком Захаровым, а также Валентиной Ежовой и Владимиром Мотылем. Фильм моментально стал популярным и со временем был зачислен к золотым лентам советского кинематографа.
Его даже называли нашим ответом западным вестернам – истерн. Классический жанр боевика еще и на историческом фоне.
Все мы так переживали за судьбу Сухова, страдали из-за Петрухи, поддерживали Саида и грустили по Верещагину, а вот ненавистный Абдулла казался жутким злодеем на просторах советской земли.
А впрочем!
Вы хоть раз задумывались, на чьей земле находился Абдулла? А кто такие эти несчастные и воинственные басмачи в лохмотьях?
Оказывается это никакая не знать, как нам тогда объясняли. Это простые мусульмане, которые воевали за свою землю против неверных. Так довелось им сражаться до конца 30-х годов. Отвоевывали возможность остаться жить на родной земле! Бились за Родину! За свою веру и дома!
Хотя они и во времена царя были подданными.
Однако тогда даже при жесткой колониальной политике власть занималась лишь экономической интеграцией, заселяли захваченные территории переселенцами, предоставляла больше прав предпринимателям, но не трогала местные обычаи, образ жизни и религию. Россия победив в войне занималась и развитием Бухары: строила железную дорогу, порты, заводы. Поставили таможню, чтоб собирать налоги. Посадили на ней строгого и принципиального Верещагина.
Оказалось, что большевики явились совсем не за тем, чтобы дать свободу после колонизации. Они хотели забрать свое, установить новые налоги, а еще уничтожить ненужную религию и насадить свои порядки и идеологию.
Как еще могло их встретить местное население?
Так кем же теперь оказался Сухов? Где его родина? В Туле нет песков! Это положительный человек?
Когда-то я б не задумываясь сказал: Да! Ведь он наш!
Но теперь все совсем иначе.
Для местного населения Сухов настоящий враг. Даже Саид ему не станет истинным другом. Только ситуация вынуждает его сотрудничать.
А теперь все так же ужасен Абдулла, который лишь защищает жизнь на родной земле? Ведь тут веками жили его предки! Возможно, со стороны Сухова он и выглядит дикарем и бандитом, но этот мусульманин стоит на своей земле. А православный атеист Сухов далеко от своей родины.
Конечно жалко Петруху, поскольку он наивный юный паренек, которого просто бросили на произвол войны. Не судьба ему жить на своей земле! Для чего он погиб? Кого защитил? Ведь не освобождал он мирных жителей дружественного Востока!
А Верещагин за что погибнет? Он был уважаем даже местными за человечность и принципиальность. В личную жизнь местных не совался.
И кстати, выходит, что гибнет Таможня не из-за мусульман. Сухов провоцирует все произошедшие беды. До этого Верещагин спокойно сосуществовал между двух миров.
Оказывается, «Белое солнце пустыни» вовсе не такой фильм и не о том, что думали раньше.
Теперь понимаю, что это грустная история о последствиях, к которым приводит чрезмерное давление на свободолюбивый колонизированный народ. А еще о том, что смелый человек Абдулла, воевавший за освобождение своей земли, под другим ракурсом может выглядеть бандитом.
Это рассказ о том, что обычный советский человек Федор появился в чужой стране, чтоб заставить людей заговорить на чужом языке, поверить в чужого бога.
Только вот очень много людей пострадало от таких намерений и понятий добра и правды. Чем провинился престарелый сотрудник музея? В чем вина Гюльчатай?
А ведь затевалось все для достижения радостного светлого будущего. Увидел ли его хоть кто-то?
Ведь и в составе республики, народ жил обособленно и по своему укладу, а теперь снова отдаляются. Хотя так не только ведь в Средней Азии.
К сожалению, тренд последних лет – это бессменные президенты и диктаторы. И это не только на песчаных землях.
А сколько историй там осталось для нужных книг и поучительных фильмов, которые смогут показать и научить нас на живых примерах настоящей жизни.