Устаревшие школьные традиции
“В школу, в школу, Родина зовёт” – эту песню мне напевала бабушка каждое утро, когда надо было идти в школу. Эх, и если бы туда и правда хотелось идти, но ведь Родина звала. Часто задаюсь вопросом, а что же в наших школах, а точнее в постсоветских не так, что туда просто нет желания ходить?! Тоже могут сказать и учителя, они туда не от восторга ходят.
Скорее всего, дело именно в том, что мы до сих пор не сошли с той же прямой, по которой шла постсоветская образовательная система. Времена изменились и то, что можно было применить тогда, невозможно использовать сегодня.
Рассмотрим некоторые устаревшие системные подходы.
- “Рота, подъъёёёёёёёёём!”
Ничего не напоминает? Да, это как в армии. Дисциплина, дисциплина и еще раз дисциплина. Руки по швам, в окно не смотреть — смотреть на учителя с открытым ртом. Вставать нельзя, куда-то отойти нужно отпроситься. Шаг влево, шаг вправо – “расстрел”. Не думаете ли вы, что подобный подход заставляет детей бояться учителей и школы, как таковой, точно как зверьки бояться клетки. Дети ведь гиперактивные по своей природе и высидеть смирно сорок пять минут — смерти подобно.
- Сделать уроки — святое.
Ребенок отсидел больше полдня в школе смирно, потом пришел домой и сразу сел за уроки. Если еще ходит на какие-то дополнительные занятия, то уроки ждут его ближе к вечеру. И вот день закончился. И так каждый день. А где же то детство? Где время бегать и смеяться во всю? Где те возможности прыгать по лужам и дурачиться с одноклассниками? Их просто нет. И вот вырастает у вас ребенок с тревожным синдромом, а вы думаете в чем вообще дело. А дело в том, что он просто не получил той радости, которую должен был, ибо все детство от него лишь требовали что-то.
- Родительские деньги — основа удобства.
На каждых родительских собраниях, тема одна и самая главная — школе нужно то и другое. Помните такое? И не важно, что для таких вопросов есть администрация и они должны решать эти вопросы. Да и если бы хоть что-то менялось с тех родительских денег, но ничего не меняется. Парты покрасили, обои поклеили, цвет пола улучшили, на этом все. И обратно в “тюрьму”.
- Перемена — для учителя.
Казалось бы, ладно, на уроке посижу смирно, ну а на перемене уже отыграюсь. Да где там — вы что, бегать по коридору и сносить на своем пути учителей с папками, не положено. Вы что, забыли, где вы находитесь? Вы в школе, а это святое место, которое нельзя осквернять своими резвящимися и топчущими везде ногами.
Да, дети летающие по коридорам как истребители, не особо удобное явление, да и порой опасное. Но можно найти альтернативу и обосновать специальные комнаты для игр.
- Альтернативы — нет.
Если образование других стран предлагает отдельные школы для мальчиков и для девочек, как, например в Англии, то у нас такого нет. На вопрос почему такого нет, отвечают, что просто мало учителей, да и помещений тоже. Но дело в том, что раздельное обучение имеет много своих плюсов. Исследования тоже подтвердили это.
- Бобер грызёт палку, ученик — гранит науки.
Именно так, наша система обучения практикует следующее. Сегодня вызубрил, сдал — забыл. А где же знания, которые как семена должны прорасти в голове? Где же развитие как таково? Его нет и все только потому, что преподавание материала таким образом детям не интересно. А то, что не интересно – в одно ухо зашло, из другого вышло. Может, пора что-то менять?
- Патриотизм – “втолкнуть” поглубже.
Все эти уроки политинформации, сборы по поводу проведения утренника во имя страны. Зачем все это? Неужели кто-то сомневается, что дети любят свою страну? По мне, чувство собственного достоинства и любви к родине растет вместе с ребенком. Ну а если постоянно по поводу и без, орать о патриотизме, он станет уже не близок душе.
- Новый подход к обучению – “А, что, где, как? Мы не слышали!”
Сухая теория не подпитанная совершенно ничем. Прочитали в книге набор букв, пересказали, забыли. А закреплять зачем?! Можно же все проходить и на практике. На уроке биологии изучать структуру листа, а на физике проводить опыты в лабораториях. Ах, да, на это все ведь нужны деньги, которых в наших школах просто нет.
- Залазим в душу без стыда и сожаления.
Да, это важно растить духовность в детях. Важно знать о своей религии и о любви к Богу. Да только зачем это пихать в и так переполненого всем ребенка?! Пусть этим займутся в семье, ведь духовное просвещение дело тонкое. Не каждый сможет просветить так, чтобы это не вызвало отторжения.
- “Ну а мы все с инкубатора”.
Дети должны все ходить в одинаковой одежде. На то и создана школьная форма. Ну а как же индивидуальность?! Что, если некоторые дети творческие натуры и для того, чтобы развить свое творчество, им нужно подчеркнуть свою личностью красками в одежде? Зачем это запрещать?! Ведь запрещают именно индивидуальность. Тогда о каком поколении новаторов может быть разговор?!