«Белое солнце пустыни» – глубокий смысл фильма
Правда о фильме “белое солнце пустыни” повергло меня в шок!!!
Фильм повествует о 1920-ом, месте на востоке Каспии. В то время советская власть стремительно пробиралась в Азию.
Год выпуска – 1970, сразу после этого стал одним из фильмов золотого фонда кино.
Фильм основан на реальных исторических событиях.
Так, давайте остановимся!
И подумаем для начала кто такие басмачи? Они ведь не были из хороших семей, это видно хотя бы по одежде.
Большие вооруженные полки в СССР именовали басмачами. Хотя они сами считали себя маджахедами (мусульманами – противниками войны).
Война между ними и властью СССР длилась по неопределённости до 1939 года а то и дольше. Они пытались отвоевать свободу своей религии, свою самостоятельность и территорию.
Они еще при царе были рабами и это чужая правда.
Но жестокая автократия внедряла свою политику колоний. Строжайшая экономика и военная политика населяли земли беженцами. Наделяли полномочиями своих подчинённых и жестоко контролировали границы ханства. Но несмотря на это не смели вмешиваться в религию и обычаи.
Бухарцы проиграли войну с Россией и стали колонией в 1869 году. Все фабрики, флоты и железнотранспортные пути строились исключительно в интересах России. На границах собирали мыто и следили за проводом контрабанды. Всем командовал генеральный губернатор.
Как не прискорбно, но большевики совсем не с мирным настроем к ним пришли. Их главной задачей было искренние религии и ее наставников, так как они были высокопочитаемы в народе, и установить свою политику.
В отместку они получили только войну против иноверцев с целью распространения собственной религии.
Что же можно сказать насчёт главного героя? Что он делает на чужой территории и можно ли его считать позитивным персонажем?
Я всегда был убежден, что раз он наш, значит хороший. Как же иначе?
Но сейчас мое мышление изменилось.
Для жителей данной местности Сухов – злейший враг. И он даже не скрывает своих намерений. Взять даже спасенного им Саида. Между ними нету неприязни или чувства долга, или ещё чего-нибудь. Они держатся вместе только из-за выгоды и не более.
Что же насчет Абдулы? Он прав или виноват? В глазах не верующего православного – он, несомненно дикарь, не заслуживающий уважения. Но если смотреть глазами самого Абдулы, то по религии и заведенным правилам, он все делает правильно.
Он искренний приверженец своей религии, борец за ее свободу и правоту. И потом, ведь он не заявился на территорию Сухова и не пытался там внедрить свои обычаи. Потому по нашим меркам – он сродни сумасшедшего, а по своим – он совершенно прав.
Можно бесконечно долго проявлять свою жалость к Петрухе – мальчику, который умер из-за любви, который воевал не за идею, а за всё ту же любовь. Он просто умер, так и не получив землю, не покатавшись на своей лошадке и не насладившись чувством любви. Всеобъемлющей, детской, простой любви.
И многие другие герои, даже один положительный, просто развеялись пеплом над землей, просто невинно умерли ради чьей то идеи…
В конечном счёте это не то представление о фильме, которое вы имели до этого, не правда ли?
Этот фильм о суровых, беспощадных захватчиках. История о том, как Абдула был зверски убит, просто за то, что защищал свою родную землю и религию.
Этот фильм о Сухове, который ворвался на чужую территорию, чтобы унизить и подчинить своим правилам чужой волелюбивый народ.
Все смерти и покалеченные судьбы ради иллюзии счастливого будущего, которого никто так и не увидел. Ни те кто поняли, ни даже те кто остались в живых.
Монархия или полная анархия, диктаторы и президиум – что в них хорошего? Не хуже ли они чем даже того времени?
А гробы стоят… Стоят и служат нам напоминанием. Напоминанием служат и книги, и фильмы. И это действительно хорошие фильмы.